Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2017 /

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И КОУЧИНГЕ


Балыкина В.Ю., докторант,
экзистенциально ориентированный психолог и психотерапевт, Экзистенциальный проект Украинской Ассоциации Экзистенциальной Психологии и Психотерапии
г. Одесса, Украина
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И КОУЧИНГЕ
Аутентичность (от др.-греч. αÃ�ï��ï��θεντικÃ�ï��ς – подлинный) – подлинность, соответствие человека самому себе; способность жить, не изменяя своему истинному Я.
Джеймс Бюдженталь [2] называет аутентичность важнейшей экзистенциальной ценностью человека и выделяет три основных её признака:
- полное осознавание настоящего момента жизни;
- самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
- принятие личной ответственности за данный выбор.
Согласно концепции Лэнгле, аутентичность является
необходимым условием для нахождения человеком смысла собственного существования, а также лежит в основе развития подлинной ответственности личности, чувства справедливости, нравственности, этики и воли к поступку [4]. Придавая достижению аутентичности огромное значение, Лэнгле отмечает, что отсутствие возможности быть самим собой активизирует защитные реакции психики (отрицание, расщепление, агрессия, различные фобии) и даже может привести к возникновению психических расстройств (истерия, паранойя, диссоциации) [5].
«Если мы хотим получить доступ к самому подлинному в нас, – пишет Лэнгле о «моменте зарождения аутентичности», – к тому, чем мы являемся в своей сути, то нам следует «отпустить себя», и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня – правильно?». И обратить внимание на интуитивное чутье, которое при этом начинает звучать как ответ на вопрос. Аутентичность мы определяем как нахождение собственной сущности через соотнесениес чувством внутреннего соответствия» [6]. И дальше: «То, что я чувствую как соответствующее мне, то я и должен проживать и осуществлять».
«Нахождение собственной сущности» не поиск, не обретение, а именно нахождение как процесс.
Я нахожу собственную сущность, я узнаю, какая она, и нахожу тогда, когда получаю запрос от мира и ищу ответ в себе, слушаю себя, внимательна к себе. Так выстраивается диалог между мною живой, моей сущностью, и миром.
«Я» в диалоге – это внимание к своему внутреннему пространству и к миру внешнему. Я получаю запрос от мира, я задаю вопрос к себе внутренней и, затаив дыхание, жду ответа, слушаю ответ, слушаю, как на запрос реагирует мое внутреннее пространство: хочу ли я этого, правильно ли для меня это, откликается ли оно для меня, соответствует ли моему чувству истины. Я получаю ответ, и я действую соответственно этому ответу.
Тогда аутентичность – это состояние осознанного присутствия и постоянного внимания к себе подлинной и к своим проявлениям в мир. Тогда аутентичность – это действие, это внутренняя работа. Работа в направлении соответствия внешних проявлений внутреннему чувству правильного. Так создается соответствующая мне жизнь, так моя жизнь наполнена мною до предела, она истинно моя и я в ней подлинная, и мне в ней хорошо, я в ней счастлива.
Аутентичность – это диалог между мной и миром, это сам процесс диалога, длящийся постоянно. То есть пока есть диалог, есть соответствие, есть аутентичность. Пока есть диалог, есть вопрошающий и отвечающий на вопрос, есть я и мир. И в этом диалоге я познаю себя, свою сущность.
Когда я в диалоге, когда я становлюсь «между», чтобы видеть свое внутреннее пространство, тогда я познаю его, чувствую и понимаю, знаю его, и в этот же момент я вижу, чувствую и понимаю мир, в котором живу. Тогда мне представлены и предоставлены оба мира – внешний и внутренний, и я выбираю, что я хочу провести в мир, что я хочу проявить, что хочу прожить. Я выбираю, я создаю резонанс, и я творю из этого резонанса, творю свою собственный уникальный танец жизни, в котором рождаюсь и продолжаюсь я.
Тогда аутентичность – это процесс творчества, процесс со-творения себя в мире. И это восхитительно красиво, ведь подлинное всегда прекрасно [1].
Аутентичность – это и результат, и процесс создания себя, это и выбор из своего чувства истины и действие, воплощающее этот выбор, это и состояние творческого диалога и сам творец, включенный в этот диалог и познающий себя в этом диалоге. Аутентичность – это бытие живого в живом.
Аутентичность – это состояние. Состояние присутствия в «здесь и сейчас», в этом моменте, в этом месте и времени, присутствия в себе, с собой, со своими чувствами, в ощущениях своего тела, осознавая себя, принимая себя и доверяя себе, состояние присутствия – при сути – то есть при своей сути, с собой подлинным. Это состояние осознанного присутствия в этом теле, в этом мире.
Это состояние, это способ бытия-в-мире, и благодаря такому способу быть, человек может построить для себя идеальную жизнь, ту жизнь, которая соответствует его внутреннему идеалу, которая будет радовать, наполнять, окрылять, ту жизнь, в которой он будет счастлив.
Без аутентичности не может быть творчества. Творчество – это путь к собственным мощнейшим ресурсам, это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс. И аутентичный способ быть открывает нам доступ к этому ресурсу.
Что нам для этого нужно и как мы можем помочь клиенту в достижении аутентичности?
Прежде всего, своей аутентичностью Джеймс Бюдженталь, который в качестве цели психотерапии рассматривает обретение аутентичности, внутренней целостности и самотождественности, подчеркивает: «То, что обеспечивает нашу работу с клиентом – это мы сами. Психотерапевт «работает собой»: своим внутренним миром, своей субъективностью и в первую очередь своей чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой».
«Присутствие» у Бюдженталя «это гораздо больше, нежели простое «физическое нахождение», оно означает, прежде всего, осознание своей субъективности, контакт с собственной внутреннейжизнью, с потоком переживаний. Присутствие выражается в мобилизации сенситивности как внешней (к ситуации и другим людям), так и внутренней (к субъективности)» [2].
То есть я, терапевт, чувствую себя здесь, в этом теле; не только понимаю, что я здесь, но чувствую, ощущаю, в каждый момент времени я чувствую себя и осознаю себя. И когда у меня есть эта осознанность, тогда и у моего собеседника будет шанс почувствовать подобное.
И когда мы забываем о своих телесных ощущениях, мы теряем это качество присутствия. Но ведь человек свою жизнь в ее полноте может почувствовать только собою, через свое тело. Полнота жизни, полнота Бытия, наслаждение своей жизнью – вот что прежде всего дает нам внимание к телу как навык осознанного целостного присутствия.
Здесь действительно имеет большое значение сенситивность, внимание к сигналам, идущим от тела, к телесным переживаниям, умение распознавать, дифференцировать эти сигналы. Это навык, который нарабатывается. Нам необходима сенситивность как навык, потому что она дает нам целостность и полноту присутствия, и она же открывает нам доступ к тому самому «внутреннему чутью», к своей интуиции, к способности слышать отклик своей сути.
И когда мы сами научились слышать себя, мы можем помочь клиенту научиться этому. Мы можем ориентировать клиента быть внимательным к сигналам его тела, к его телесным переживаниям. Такая практика, кроме того что делает терапевтический процесс намного более эффективным, но и прежде всего закладывает основу для формирования аутентичности клиента.
В нашей методике для этого используется ряд несложных упражнений, таких как  «Экскурсия по телу», упражнения Фельденкрайза и авторские методики «Контакт с телом» и «Язык ощущений».
«Язык ощущений» – это всего лишь более целостный подход, когда мы стараемся осознавать и опознавать не только эмоции, но и телесные переживания. Прежде всего, телесные переживания. Они для нас – путеводная нить. Ведь «тело не врет», как говорит Юджин Джендлин [3]. Наши переживания укоренены в теле. Именно«укоренены», потому что когда мы прорабатываем телесные ощущения, мы как будто выдергиваем этот корень. И когда мы в работе опираемся на телесные ощущения и идем за ними, сессия проходит легко, мы добираемся до сути проблемы достаточно быстро, и эта проблема разрешается.
Язык ощущений – это просто. Это знание всегда с нами – сигналы от нашего тела. Каждую эмоцию сопровождают телесные переживания (ощущения). «Ощутимое качество» по Мерло-Понти [7] – это когда я осознаю свое состояние не только на уровне сознания (что я думаю), но и на уровне чувств, эмоций и ощущений тела, то есть целостно, в полном объеме, как переживание. Тотально. Тогда я тотально включена в жизнь, в Бытие. Состояние цельности есть состояние единства тела, души, разума (ощущения, эмоции, сознание) и того «Я», которое это единство осознает и, собственно, создает.
Как мы видим, аутентичность требует мобилизации сенситивности, внимания к своим внутренним ощущениям. «Чувственные ощущения» словно служат порталом для человека к себе настоящему.
Суть метода «Язык ощущений» состоит в том, чтобы перевести проблему на язык тактильных ощущений тела. Перевести на язык тактильных ощущений, значит, ответить на вопросы: что ощущает тело, что происходит в теле при этой эмоции? какие ощущения в теле, какие сигналы тела говорят тебе о том, что это именно такая эмоция? Мы описываем ощущения. Расширяем объем, узнаем больше, дополняем. Осязаемое качество ассоциативно связано с еще какими-то чувствами, эмоциями, понятиями, ситуациями. Осознав тактильное ощущение, мы можем увидеть и понять, что еще с этим связано, так распаковывается весь объем, и проблема  легко  открывается нашему пониманию.
Этот метод, во-первых, открывает доступ к пониманию причин, и проблема решается. Во-вторых, такая практика формирует привычку осознавать ощущения, идущие от собственного тела, и таким образом ощущать живую ткань реальности: осознанно и по собственному выбору быть включенным в жизнь, в непосредственное переживание собственного присутствия и полноты Бытия. Так формируется целостность.И тогда человек просыпается: он живой, он дышит полной грудью, он чувствует собою живую ткань бытия; и жить ему в радость, в удовольствие, потому что он присутствует в своей жизни во всей полноте ощущений, а еще при сути, то есть в контакте со своей сущностью. Что может быть прекраснее и желаннее этого?
Более того, когда сенситивность открывает ему доступ к его эмоциям, к переживаниям, он способен эмоционально включиться, влюбиться. А когда человек влюблен в свою жизнь, когда она ему искренне дорога, тогда и мотивация включится, и ответственности захочется, и осознанность появится.
Таким образом, наша задача – помогать клиенту в развитии его сенситивности и эмоциональной включенности, помогать, направляя его внимание к сигналам его тела.
А далее, уже на базе наработанных навыков сенситивности, мы учимся слышать собою свой внутренний отклик, искать то, что соответствует этому отклику и делать выбор согласно внутреннему чутью. На этом принципе строится следующий ряд методов, таких как «Сказка», «Список впечатлений или Источник вдохновения», «Четыре настоящих вопроса», «Доверие к себе», «Выбор» и многие другие.
С помощью этих методов мы находим, чего клиент хочет на самом деле, какую он хочет создать жизнь, чтобы она была истинно его, эти методы открывают доступ к нашим творческим способностям и к нашим бесконечным ресурсам: мотивации и жизненной энергии. И это достигается достаточно легко, когда есть базовая сенситивность и эмоциональная включенность.
Метод «Сказка». Написать сочинение на тему, например, «Сказка о самом прекрасном человеке». Самый прекрасный человек лично для меня, только для меня. «Сказка» пишется обязательно «из хочу». Сказка «из хочу» должна быть живой. Не живая – значит, фальшивим, врем себе; нужно постараться быть честнее, точнее, чтобы сказка ожила, чтобы влюбиться в эту сказку, чтобы она увлекла, очаровала – а для этого нужно быть очень точным относительно своих «хочу». Выбирать только то, что отзывается. Здесь мы развиваем аутентичность, умение слышать себя и быть честными с собой. Мы слушаем отклик, мы идем за откликом, и так нарабатываем это умение, мы как бы протаптываем дорожку к себеистинному. Мы пишем сказку, чтобы узнать себя, свои желания, чтобы открыть для себя свое собственное богатство, чтобы открыть тот ресурс, на который мы будем опираться, с которым будем работать дальше, чтобы научиться сознательно создавать свою сказку. «Сказка» также используется для решения проблем межличностных отношений в семье, тогда это «Сказка о самой прекрасной женщине и ее самых прекрасных отношениях с ее любимым человеком».
«Список впечатлений или Источник вдохновения»
Сначала составляем список впечатлений. Это шаг в собственную
глубину – вспомнить нечто, что оставило сильное впечатление, вызвало сильные положительные эмоции, восхищение, восторг. Мы погружаемся в это впечатление и исследуем его: чувства, эмоции, ощущения тела, снова эмоции, снова ощущения, пока не поймем, что это за ощутимое качество себя, что это за красота и сила, которая пробуждается в ответ, зовет и хочет быть прожита. Описываем каждое качество как можно подробнее, погружаемся в него. Наблюдаем за собой и задаемся вопросами: в какой деятельности это качество проявлялось в прошлом, и на какую деятельность вдохновляет в будущем? Так «реализовываем впечатление»: от фиксации впечатления до понимания своих талантов, сил, желаний, граней своей нераскрытой красоты. Дальше мы думаем, как можно ее, эту красоту, реализовать в своей жизни, составляем пошаговый план и действуем.
«Четыре настоящих вопроса»
1. Что есть любимая работа? (для меня лично: что это –
называем; как это – чувства, ощущения, качества меня, какой я при этом; когда это – когда это бывает, в каких ситуациях?)
2. Что есть истинное творчество? (для меня лично: что это, как это, когда это).
3. Что есть настоящая жизнь? (для меня лично: что это, как это, когда это).
4. Что есть настоящий я? (для меня лично: что это, как это, когда это).
Отвечаем себе на эти вопросы, ориентируясь на внутренний отклик, на каждый из четырех вопросов по трем направлениям. Записываем обнаружения, делаем выводы. Упражнение  достаточно эффективно работает также и в групповом тренинге.Золотое правило «ресурсодобыващих» техник: нужны те вопросы, которые направляют клиента к тому, чтобы быть аутентичнее – честнее с собой, быть ближе к себе истинному, потому что это и есть ресурс, там лежит энергия, и сила, и знания. Аутентичность – это ресурсное состояние.
Все упражнения этого ряда можно использовать для решения проблемы творческого кризиса и для его профилактики.
И последнее, но не менее важное, это «право быть» клиента. Поэтому и в терапии и коучинге мы идем за клиентом, за выбором клиента, потому что только он сам может почувствовать, что для него правильно и что для него важно, только по его собственному отклику. Экзистенциальный лайф-коучинг – это недирективный метод помощи клиенту в осуществлении своей экзистенции, где коуч способствует самоформированию личности клиента, следуя за его, клиента, чувством истины. Таким образом личность клиента формируется из внутренних смыслов самого клиента.
Мы не командуем клиентом, не управляем, не ведем клиента за собой, а идем за ним. Мы обращаем внимание клиента к его собственному чувству истинного. Мы поддерживаем клиента в этом, мы рядом с ним, мы вместе, мы принимаем его решения и уважаем его выбор. Мы внимательно следим за тем, чтобы этот выбор был искренним, чтобы клиент был аутентичным. Так мы помогаем клиенту в обретении его «права быть собой», помогаем выстроить опору на его собственные внутренние ориентиры и сформировать более доверительные отношения с собой.
Такие особые отношения с клиентом создаются в результате встречи живого пространства терапевта с живым пространством клиента, это субъект-субъектные отношения, которые способствуют появлению у клиента субъект-субъектных отношений и с собой, и с другими людьми.
А развитие субъектности в нашем случае необходимо. Ведь субъектность подразумевает не только бытие причиной, активным самосознающим началом; быть субъектом – это еще и восприятие себя как субъекта, и отношение к себе как к субъекту: как к существу живому, которое осознает себя и обладает правом быть собой, правом чувствовать то, что он чувствует, правом хотеть, правом любить,правом выбирать; это и способность относиться к другому человеку как к субъекту, со всем уважением к ценности его выбора.
Таким образом, для нас субъектность как качество личности является неотъемлемой составляющей аутентичности.
Итак, условия формирования аутентичности личности клиента – это субъектность и целостность, и чтобы помочь клиенту достичь аутентичности, мы работаем в направлении формирования этих качеств его личности.
Субъектность предполагает осознанность, осмысленность, ответственность и внутреннюю свободу, право быть собой. Целостность формируется из сенситивности, сенситивность открывает нам доступ к сигналам тела, к нашим эмоциональным переживаниям и к нашему внутреннему чутью, дает нам полноту присутствия и возможность быть при сути, то есть в контакте с собой подлинным.
Поскольку терапевт работает собой, то мы сами, прежде всего мы сами должны обладать достаточным уровнем аутентичности, то есть одним из условий формирования аутентичности клиента является аутентичность терапевта.
И если мы сами будем нести в себе эти прекрасные качества: субъектность, целостность, полноту присутствия, умение жить аутентично, тогда мы будем не только эффективны и успешны как терапевты, но и счастливы в своей самой любимой и прекрасной жизни.Литература
1. Балыкина В. Ю. Аутентичность. [Электронный ресурс] /
URL: http://saga.od.ua/moya-terapiya/9/
2. Бьюдженталь Джеймс. Искусство психотерапевта. – Спб.:
Питер, 2001.
3. Джендлин Юджин. Фокусирование. Новый
психотерапевтический метод работы с переживаниями. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
4. Лэнгле Альфрид. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия.  – М.: Генезис, 2004.
5. Лэнгле Альфрид. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М.: Генезис, 2017 г.6. Лэнгле Альфрид. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2008.
7. Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия (1945). Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – СПб.: Ювента; Наука, 1999.

Балыкина В.Ю. формирование аутентичности, экзистенциальная психотерапия, коучинг,authenticity formation, existential psychotherapy, coaching
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии