Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2016 /

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ОТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА


Бовт Д. В.,
магистр факультета психологии
Национальный университет им. И.И.Мечникова г. Одесса, Украина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ОТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Как установили исследователи, психологические защиты не являются конструктивным способом решения проблемы. Они используются под девизом «Надо же что-то делать!», в ситуации, когда для решения проблемы ресурсов личности недостаточно. Более того, выбор преимущественных видов психологических защит обусловлен опытом первичных травм. Столкнувшись однажды с непреодолимым препятствием, человек фиксирует свой способ выжить тогда, как базовый, несмотря на его низкую эффективность (лучшего ведь не обнаружилось). В любой другой сложной ситуации, большая вероятность использования именно этого способа выхода, несмотря на то, что обстоятельства могут быть совершенно другими, да, впрочем, и в первичной ситуации данный способ не решил проблемы.
Человек, стратегия поведения которого основана на использовании психологических механизмов защиты, координирует свои действия с большим вредом для собственной личности, так как он не объективен в оценке реальной ситуации и при этом не решает проблем, а прячет от них голову в песок, как страус. В таком случае личность, хотя и, ненамеренно, но искажает реальную информацию. Даже то, что,  делается это, обычно, во имя снятия напряжения и тревоги, с нашей точки зрения, не оправдывает использование психозащитных механизмов.
Изучением психологических защит занимались Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Карен Хорни, Карл Роджерс и многие отечественные психологи. Впервые понятие «психологической защиты» появилось в небольшой штудии З. Фрейда 1894 года - «Защитные нейропсихозы» и обозначало техники борьбы личности с неприятными и  невыносимыми для сознания представлениями. З. Фрейд там писал, что прототипом психологических защит является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, сопровождающих внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Им были выделены следующие психозащитные механизмы:
1) вытеснение;
2) перенос;
3) рационализация;
4) ирония;
5) проекция;
6) идентификация;
7) образование симптомов;
8) реактивные образования.
Психологические защиты – это не нормальный, а особый,
необычный способ разрешения ситуации и психологической регуляции поведения в ситуациях затруднения, в ситуациях некой невозможности. Психологические защиты инициируются исключительными, эксквизитными ситуациями. (Одно из значений английского слова exquisite – «острый, сильный, исключительный»).
К таким стресогенным обстоятельствам, без сомнения относится состояние, которое В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы».
Этиология экзистенционального вакуума определяется двумя факторами: во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать; во-вторых, в противоположность прошлым временам, никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать; в-третьих, часто он не знает даже, что он по существу, хочет делать. Такая ситуация побуждает личность прибегать к психологическим защитам с намерением избежать гнетущей неопределенности.
Основные проявления экзистенционального вакуума – беспокойство и тревога в сочетании со скукой и апатией. Из этого, с первого взгляда, можно было бы предположить использование соответствующих видов психологических защит. Но, как известно, выбор защит определяется не столько видом травмирующей ситуации, сколько типом личности и особенностями полученных психологических травм.
При переживании «экзистенциального вакуума» люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности и тщетности всего происходящего. В такой ситуации может возникнуть соблазн заполнить пустоту процессом собственной защиты. То, что защитные мероприятия ничем не оправданы, отходит на задний план, опять же, по механизму вытеснения, как психологической защиты. Смыслом становится оборона, занятием – защита; и это «решает» основную проблему личности – пустоту души.
Понимая перспективность изучения психологических защит личности от экзистенциального вакуума как с теоретической, так и с практической точки зрения, мы провели пилотажное исследование с целью выяснить особенности применения психологических защит лицами, переживающими состояние экзистенциального вакуума. Организовано оно было следующим образом. В рамках учебного процесса, 57 студентам психологического факультета ОНУ имени И.И.Мечникова, после прочтения  лекции о понятии экзистенциального кризиса в современной психологии, было предложено провести субъективную оценку степени выраженности в данный момент у себя экзистенциального вакуума по 10-балльной шкале. (К процедуре субъективного шкалирования мы прибегли в значительной степени потому, что среди существующего психодиагностического инструментария нами не было обнаружено методики, содержащей шкалу «экзистенциальный ваккум»).
После этого испытуемым была предложена методика Индекс Жизненного Стиля Келлермана-Плутчека, выявляющая преимущественные психологические защиты личности.
На следующем этапе студенты были условно разделены на 3 группы, в соответствии с результатам субъективного оценивания степени выраженности экзистенциального вакуума. Далее, применяя статистическую обработку полученных данных, мы сопоставили выраженность экзистенциального вакуума с используемыми психологическими защитами. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.
1. Субъективное переживания экзистенциального вакуума достаточно выражено среди студентов психологического факультета ОНУ имени И.И.Мечникова: 72% испытуемых отметили его наличие, а 34% испытуемых оценили его в высокой степени.
2. Меньше всего студентов со средним проявлением экзистенциального вакуума. Ярко выражена тенденция крайнего оценивания данного параметра – большинство испытуемых указали его минимальные (1-2) или максимальные (9-10) баллы.
3. Применение психологических защит выраженно ярко у всех испытуемых и во всем спектре существующих их видов. Это удивительно: почему взрослые субъекты, избравшие психологию своей специальностью, в таком количестве используют не копинг-стратегии, что более целесообразно, а психологические защиты, имеющие инфантильную природу?
4. В группе лиц, переживающих экзистенциальный вакуум, гораздо больше выражено применение психологических защит. Данный вывод логичен и теоретически обоснован – экзистенциальный вакуум есть явный негативный фактор, который деструктурирует личность и заставляет ее защищаться любыми имеющими средствами.
5. В наибольшей степени, в группе, переживающей экзистенциальный вакуум, представлены такие виды психологических защит, как отрицание, подавление и реактивные образования – пожалуй, самые примитивные по своей структуре.
6. В группе, в которой переживание экзистенциального вакуума не выражено, максимально представлены такие виды психологических защит, как компенсация, проекция и интеллектуализация.
7. Показательно, что очень небольшая группа (всего 12 человек), у которых выраженность экзистенциального вакуума средняя, продемонстрировали минимальное использование психологических защит.
Возможно, что низкие баллы самооценки экзистенциального вакуума так же нежелательны, как и низкий балл по шкале лжи в психодиагностических методиках. Мы не перестаем помнить, что данные, которые есть у нас об экзистенциальном вакууме – это результат субъективных самооценок, что заставляет очень критично относиться к их достоверности. А вот рьяное отрицание наличия экзистенциального вакуума, как раз, свидетельствует о его наличии. Несмотря на то, что студентам только что была прочитана лекция о смысле данного понятия, остается открытым вопрос его индивидуальных трактовок. Более того, даже в литературе не обозначены критерии его наличия, и вопрос его самодиагностики остается открытым. Кроме того, мы не забываем о стремлении любых испытуемых (даже студентов-психологов) к подтасовке результатов до социально ожидаемых стандартов. Наша версия, на основе полученных результатов и изучения литературных первоисточников состоит в том, что использование психологических защит показывает степень выраженности экзистенциального вакуума. Будучи ярко выраженным стрессогенным фактором, экзистенциальный вакуум побуждает личность защищаться, а значит, наличие психологических защит свидетельствует о наличии экзистенциального вакуума.
Последующие исследования данной темы имеют множество вариантов реализации, поскольку проведенное пилотажное исследование, не столько ответило на существующие вопросы, сколько поставило множество других. В первую очередь, целесообразно продолжить принятую логику исследования на большем и более разнообразном контингенте испытуемых для уточнения полученных закономерностей. Так, представляет интерес анализ гендерных отличий или отличий внутри разных социальных групп, в применении тех или иных психологических защит при переживании экзистенциального вакуума. Если бы был решен вопрос психодиагностического инструментария, крайне целесообразно было бы повторить подобное исследование и использованием стандартизованной методики, измеряющей экзистенциальный вакуум личности. Сложная, но не менее интересная задача – изучение механизма преодоления экзистенциального вакуума за счет использования тех или иных психологических защит или, скорее, способов совладания.

Бовт Д. В. психологическая защита, личность, экзистенциальный вакуум, psychological defense, personality, existential vacuum
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии